Беларусь: свое место в мясном ряду

Фильтры

Регион

Новости

Беларусь: свое место в мясном ряду

Около семи лет назад в стране появились первые хозяйства, занявшиеся производством мраморной говядины. Колоритные бычки элитных пород — лимузины, абердины, ангусы — со временем распространились повсеместно. Однако сегодня лишь единицы отважатся назвать новое производственное направление успешным. Почему благородное мясо не окупается и не находит спроса?

Между историей и практикой

Это мы делаем лишь первые шаги. А у мраморной говядины — длинная история, начавшаяся в Японии еще в середине XIX века. Чтобы получить особый рисунок на мясном срезе из жировых прослоек, напоминающий по виду мрамор (отсюда и название), на какие только ходы не идут нынче поднаторевшие в этом деле западные технологи. И выгул на чистых лугах, и сухое вино в рацион, и массаж бычку под спокойную музыку. Все это придает мясу не только мягкость и нежность, но и полезные свойства. Поэтому «мрамор» на западе сейчас в цене. Спрос на него растет год от года. А что же мы?

Недавние выводы Комитета госконтроля неутешительны: республиканская программа по племенному делу в животноводстве на 2011 — 2015 годы стабильно буксует в развитии мясного скотоводства. Например, одно из стратегических заданий — к лету 2011 года увеличить поголовье животных соответствующих пород вдвое — не выполнено до сих пор. Хотя, по утверждению специалистов, у нас есть все для развития выгодного направления: и пойменные луга, и адаптированная к местным условиям технология выращивания, и племенной скот.

Например, в Гомельской области элитой сейчас занимаются 59 хозяйств, у которых более 20 тысяч поголовья. Значит, есть смысл? Разобраться в ситуации помогает начальник управления Комитета госконтроля Гомельской области Александр Лысенков:

— Юго–восточный регион одним из первых в стране начал это дело. И сельхозпредприятия, которые серьезно к нему подошли, имеют результаты. Однако далеко не все. Во многих хозяйствах считают, что технология — не догма, можно и отклониться. Но это ошибочное мнение.

Как трава в поле

Специалист чертит схему на листе. В развитии мясного скотоводства наша страна пошла менее дорогим путем — через последовательную систему отбора и скрещивания получить собственное чистопородное поголовье скота. Однако при таком раскладе важно соблюдать все нюансы племенной работы. Вот только кому соблюдать, продолжает собеседник:

— В ряде хозяйств не ведется системная селекционная работа по разведению скота мясных пород и его учету. Ее просто некому вести. По штату в области должно быть 188 зоотехников–селекционеров на все поголовье КРС. Но из них около 100 должностей на момент проверки были вакантны. А ведь это качество.

Качество — и в содержании, и в технологии выращивания. Парадокс, что в сравнении с молочным животноводством мясное при грамотной организации процесса по многим позициям обходится в разы дешевле. Но соблюсти основные принципы его ведения удается немногим.

Сельскохозяйственное предприятие «Дубовый лог» Добрушского района элитой занялось четыре года назад. Сейчас здесь растят более тысячи «мраморных» животных на специализированной мясной ферме. Растят без зоотехника–селекционера. Нахожу руководителя хозяйства Магомеда Гамидова:

— Может, уже появился у вас селекционер?

— О чем вы? Когда вступил в должность, обычного зоотехника не было. Недавно взяли.

О перспективах мясного скотоводства для своего хозяйства говорит пока сдержанно. Не при нем дело начинали:

— У меня сейчас 20 бычков, готовых к продаже. Но мясокомбинат не может взять всех сразу. Цена на мясную говядину выше, чем на молочную. Процентов на 30 — 40 дороже.

Элиту не предлагать

Почему мясокомбинаты не спешат за благородным мясом, тоже начинаю понимать. Первым делом — качество. Элитное оно на самом деле или «под элиту»? В Комитете госконтроля области уточняют: у нас пока нет технологических регламентов по выращиванию скота на мраморное мясо. Нет и понятия «мраморности» в технических актах. Хотя подобный вопрос живо интересует крупных и мелких покупателей. И если они не находят разницы между обычной говядиной и дорогой, то, понятно, платить больше никто не станет. Директор Калинковичского мясокомбината Геннадий Курлович, однако, в этом вопросе относит себя к оптимистам:

— Направление перспективное. Но при условии, что им будут заниматься профессионально. Стихийно не получится. Сегодня мы берем это мясо у хозяйств. Цена, сами знаете, заметно отличается. Поэтому есть вопросы сбыта.

Увидеть благородное мясо в магазинах Гомеля оказалось непростой задачкой. Интереса ради прошлась по нескольким торговым центрам в «спальных» микрорайонах города. Продукт нашла лишь в одном. И то — сама догадалась по надписи на этикетке, говорящей о «говядине мясных пород». Продавец на мой вопрос о «мраморности» лишь развела руками:

— Наверное, особое. По такой–то цене! У нас обычно говядина не стоит более 70 тысяч рублей за кило. А здесь свыше 100 тысяч. Не знаю, кто его будет покупать...

Думаю, при хорошей рекламе, которой практически нет, покупатели нашлись бы. Запустить грамотную пиар–кампанию — и будет результат. Сто тысяч за кило элитной говядины — это столько же, сколько за индейку и кролика. Но их на прилавках можно увидеть гораздо чаще, чем «мрамор».

Комментарий

Михаил Селиванов, заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома:

— Сейчас вплотную занимаемся проблемными вопросами развития мясного скотоводства в регионе. Действительно, подход должен быть целевым. Поэтому планируем уйти от количества к качеству, определив ключевые хозяйства, где будут созданы все условия для выращивания элитного скота на мраморное мясо. Это предполагает и строительство необходимых откормочных площадок, и полное кадровое обеспечение.

Источник: sb.by

Также в разделе

Комментарии (0)

Приоткрываем завесу будущего

Тренды в мясопереработке
ЧИТАТЬ